Окуджава, а потом все остальное


Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года, и теперь этот день — двойной праздник для страны. Окуджава — целая эпоха.  Зрители ежегодного фестиваля в “Школе современной пьесы” уже привыкли, что в бардовские мелодии постоянно вмешиваются военные ритмы: Булат Шалвович, как все мы, тоже дитя Победы. Днем 9 мая — концерт на Трубной площади. А вечером — концерт в театре “Школа современной пьесы”.

Каждый год 9 мая в “Школе современной пьесы” собирается как бы фан-клуб Булата Окуджавы. Фанаты Окуджавы заполняют зал, фанаты на сцене и за кулисами. Исполнители вспоминают черные усики,как бы неловкую фигуру и голос, знакомый всей стране. Под песни Окуджавы зал подпевал, шевелил губами и мечтательно качал головой. Но Левон Оганезов раскачал зал по-настоящему: “У нас не было слова “бард”. Был Окуджава — а потом все остальное. Вот вы там шевелите губами. Давайте-ка!” И зал грянул хором: “Ваше благородие, госпожа удача…”

“Бери шинель, пошли домой” исполняли два раза — Иосиф Кобзон под фортепиано и Михаил Башаков под тихий перебор гитары.  Олег Митяев спел песню, которую они написали вдвоем с Окуджавой: “Булат послушал мою песню про родильный дом и говорит: “Все-таки “Антон” и “дом” — это не рифма. Хотя бы “Петром”!” В следующий раз я так и спел. А Окуджава потом сказал: “Эту песню мы написали вдвоем”.

Пиджак Александра Городницкого увешан орденами. “Вы не обижайтесь, что я, как пес-рекордист, весь в медалях. Я ленинградец, прошел блокаду. Чем дальше мы от Победы и от Окуджавы — тем виднее, как они велики, эти люди”. А трагический артистизм Елены Камбуровой сразил всех. Она постукивает по микрофону деревянной палочкой. Глухой стук — то ли солдатских сапог, то ли победных барабанов… “Нас осталось мало: мы да наша боль…”

12.05.2008 
Вера Копылова